Изображения деревьев в доисторическое время

Поделиться:

Городская детская библиотека им. В. М. Данилова и Карельский республиканский Совет Всероссийского общества охраны природы представляют вашему вниманию очередную лекцию Натуралистического лектория «Природа Карелии»!

Приглашаем всех любителей живой природы ознакомиться с лекцией «Изображения деревьев в доисторическое время», подготовленной старшим научным сотрудником Сектора археологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН – Надеждой Лобановой.

С давних времен дерево – один из самых распространенных образов в народном искусстве. Образ Мирового древа встречается в фольклоре практически любого народа. Именно Великое древо в древности было той точкой координат, от которой вели люди отсчет времени и пространства. Мировое древо в народном сознании – это центр Вселенной, мировая ось и символ мироздания в целом. Корни Мирового древа (у которых, как правило, течет священный источник) спускаются к преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство. Крона Древа достигает небес и покрывает весь мир. Во многих мифологических традициях оно растет на священной горе или в раю. Источник духовной энергии может вытекать из-под его корней. Змея, обвившая его ствол, представляет движущуюся по спирали энергию, идущую из земли, или служит символом разрушения.

Гнезда птиц в кроне дерева — эмблемы душ и небесных посланников. С помощью Древа Жизни человечество поднимается от низшего уровня развития к духовному просветлению, спасению или освобождению из круга бытия.

Известно также, что финно-угорские племена издавна почитали хвойные деревья, с этим связан обряд «карсикко», т.е. особое обрубание веток у сосен, вырезание знаков на стволах. Сосна – священное дерево в верованиях карелов и финнов.

Таким образом, Древо соединяет время и пространство, мир богов и людей, является единой осью мироздания.

Но можно ли проследить какие-то истоки этого мифа в более отдаленных временах – в доисторические эпохи?

Обратимся к неолитическим петроглифам Карелии (V-IV тыс. до н.э.), расположенным на восточном побережье Онежского озера и в Юго-Западном Беломорье в дельте реки Выг.

 

В числе 1226 фигур Онежского озера есть всего 2 таких изображения. На Бесовом Носе дерево довольно крупное, ветвями обращено вниз по склону скалы, к озеру. Короткой изогнутой линией показано его основание. Ветви у дерева направлены вверх, что говорит о том, что это, скорее, сосна. Некоторые исследователи считают, что это изображение мирового древа.

Второе изображение очень маленькое, на мысе Карецкий Нос. Оно больше напоминает ель, т.к. ветви идут вниз.

 

Среди петроглифов Беломорья имеется  3 изображения дерева, но они выбиты не отдельно, а вписаны в выразительные и реалистические охотничьи сцены. В данных случаях вряд ли следует говорить о мировом древе. Здесь воспроизведена охота на боровых птиц (в двух случаях) и на какое-то животное, возможно, на рысь.

Еще реже изображения деревьев встречаются на керамических сосудах, это действительно единичные уникальные случаи. На картинке – фрагмент сосуда эпохи позднего неолита с гребенчато-ямочной орнаментацией (возраст не менее 5 тысяч лет от наших дней), на внутренней стороне которого гребенчатым штампом нанесен орнамент в виде дерева с направленными вверх ветвями. По А.П. Журавлеву, это одно из ранних изображений мирового древа.

Чуть более позднее, чем предыдущее, процарапанное изображение дерева на сланцевой гальке из энеолитического поселения Челмужская Коса  (возраст 4,5 тыс. лет назад).

 

За пределами Карелии в наскальном искусстве Алтая также есть интересующие нас образы. По представлениям алтайцев мир делится на верхний, средний и нижний. Своеобразной осью, на которую «нанизываются» эти миры, является Мировое древо. Корни его находятся под землёй, ствол – в среднем мире, а крона — на просторах верхней сферы всего сущего. Одним из воплощений Великой Матери — прародительницы зверей и птиц — можно считать небесную Маралуху в гроте Куйлю (вверх по р. Кучерла по пути к горе Белухе). Изображение относится к эпохе бронзы и представляет собой самку марала, из рогов которой выходит Мировое дерево. В конце II – первой половине I тыс. до н.э. подобные сцены, где олени изображаются рядом с деревом, получают широкое распространение на Алтае.

Постепенно образ прародительницы Маралухи и Мирового дерева сливается в один, в итоге появляются олени с древовидными рогами. Теперь сам марал является воплощением центра мира. Его рога – это ветви Мирового дерева, место жительства верховных богов, символ жизни. Его тело – средний мир, где обитают люди и животные, а копыта – царство Эрлика (в тюрко-монгольской мифологии это владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых).

Материал подготовила Н. В. Лобанова, Карельский научный центр РАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *